Рекламный сбор: как исчислять и уплачивать
Опубликован проект постановления об утверждении особенностей исчисления и уплаты сбора за распространение интернет-рекламы.
С 1 апреля вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2024 №479-ФЗ, устанавливающий обязанность платить сбор за распространение интернет-рекламы. 26 марта опубликован проект постановления Правительства, определяющий особенности исчисления сбора и мониторинга за его уплатой. Документ прокомментировала Анна Скорова, ведущий юрист INTELLECT.
Проект постановления Правительства РФ содержит два приложения, одно из которых устанавливает правила исчисления и уплаты так называемого сбора за распространение интернет-рекламы, второе — порядок мониторинга за полнотой его уплаты со стороны Роскомнадзора.
Особенности исчисления и уплаты
Плательщиками сбора являются рекламораспространители, операторы рекламных систем, посредники, которые помогают распространять рекламу; если перечисленные лица являются иностранными — то плательщиками выступают рекламодатели. Предполагается, что не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за платежным периодом в личном кабинете плательщика сбора должен быть сформирован расчет размера сбора за платежный период. Доступ к личному кабинету предоставляется посредством информационного сервиса, размещенного на официальном сайте Роскомнадзора (далее — ЛК).
Важно. Расчет производится на основании информации, предоставленной рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем (далее также — плательщики) в рамках системы обязательной маркировки рекламы. Обязанность по предоставлению соответствующей информации установлена п. 3, 5 ст. 18.1 Закона о рекламе.
Согласно проекту, в течение 10 календарных дней со дня формирования расчета в ЛК плательщик проверяет и подтверждает его путем подписания УКЭП или простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2013 г. №33.
В указанный период плательщик может предоставить уточненные сведения относительно расчета. В таком случае в течение 5 календарных дней
Роскомнадзор проводит повторный расчет.
Важно. В случае неподтверждения расчета размера обязательных отчислений или непредставления уточненных сведений, расчет размера обязательных отчислений за платежный период считается подтвержденным и подлежит уплате в сумме, указанной в ЛК.
После подписания расчета в ЛК ему присваивается уникальный идентификатор начисления Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
Предполагается, что уплата сбора должна будет осуществляется не позднее 5 числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом. В проекте не установлен точный способ внесения платежа. Указано, что он может быть внесен как в виде электронного платежа, так и иным способом.
Таким образом, в первый раз уплата сбора должна быть произведена не позднее 5 сентября 2025 года (за период апрель — июнь 2025 г.).
Порядок мониторинга за полнотой уплаты
Роскомнадзор на постоянной основе будет проводить мониторинг за полнотой уплаты сбора за распространение интернет-рекламы.
При выявлении фактов неполной уплаты Роскомнадзор должен будет уведомить лицо, допустившего неполную уплату, о выявленных нарушениях, а также о возможности представить обоснование уплаченного размера обязательных отчислений.
При получении уведомления плательщик в срок не позднее 7 рабочих дней должен будет направить в Роскомнадзор обоснование.
Если обоснование не будет направлено либо если после его рассмотрения Роскомнадзор подтвердит факт неполной уплаты обязательных отчислений, плательщику будет направлено уведомление об уплате недоимки.
Предполагается, что будет установлен срок оплаты в течение 10 календарных дней после получения уведомления. В противном случае — недоимка будет взыскана в судебном порядке.
Важно. Помимо недоимки в судебном порядке с плательщика будут взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ, а также судебные расходы.
***
На данном этапе правила, которые устанавливает проект постановления, на первый взгляд представляются вполне конкретизированными. Пробелы, необходимость дополнительных разъяснений/регулирования будут выявлены на практике. Полагаем, что большая часть вопросов коснется определения суммы дохода, исходя из которого будет рассчитан размер обязательного отчисления, в т.ч. его взаимодействие с НДС.
Введение нового сбора за распространение интернет-рекламы затронет все сегменты рекламного рынка (как крупные рекламные агентства, платформы, так и лиц, оказывающих частные услуги) путем возложения дополнительной финансовой нагрузки, что неизбежным образом повлияет на ценообразование.
Источник: «ЭЖ-Юрист» (№12 (1360) / 2025)
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>