Реклама без маркировки? Штраф!
С 1 сентября 2023 года начнут действовать штрафы за отсутствие маркировки рекламы в Интернете.

Хохолков Михаил Владимирович
Через год после введения обязательной маркировки рекламы в Интернете вступает в силу Федеральный закон от 24.06.2023 №274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающий ответственность за отсутствие маркировки или нарушения при представлении отчетности. Что важно знать рекламодателям и рекламораспространителям и какие штрафы их ожидают в случае нарушения правил маркировки — рассказывает Михаил Хохолков, руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы INTELLECT.
Закон вводит два новых состава для рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем и один состав – для операторов рекламных данных (ОРД). Рассматривать дела по новым составам будет Роскомнадзор.
Штрафы за непредставление в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) информации о рекламе, а также за неполное, недостоверное, неактуальное или несвоевременное представление информации:
- для граждан: 10 000 – 30 000 руб.;
- для должностных лиц и ИП: 30 000 – 100 000 руб.;
- для юрлиц: 200 000 – 500 000 руб.
Штрафы за распространение рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению:
- для граждан: 30 000 – 100 000 руб.;
- для должностных лиц и ИП: 100 000 – 200 000 руб.;
- для юрлиц: 200 000 – 500 000 руб.
Штрафы для ОРД за нарушение законодательства о рекламе:
- для должностных лиц: 100 000 – 200 000 руб.;
- для юрлиц: 300 000 – 700 000 руб.
При этом составы могут сочетаться:
- не поставили текстовую метку «реклама» — ч. 1 ст. 14.3 КоАП;
- не отчитались в ЕРИР — новая ч. 15 ст. 14.3 КоАП;
- не поставили токен или поставили не туда — новая ч. 16 ст. 14.3 КоАП.
Итого по новым ставкам за один немаркированный рекламный пост максимальный штраф составит:
- для физлица — до 132 500 руб.;
- для ИП — до 320 000 руб.;
- для юрлица — до 1 500 000 руб.
Да и минимальный штраф нельзя назвать необременительным, особенно если учесть, что это всего за один рекламный пост:
- для физлица — от 42 000 руб.;
- для ИП — от 134 000 руб.;
- для юрлица — от 400 000 руб.
Квалифицировать информацию в качестве рекламы может только ФАС России. У Роскомнадзора таких полномочий нет: ведомство отвечает за ЕРИР, токены и отчетность.
Следовательно, для того чтобы РКН смог возбудить дело по новым «ерировским» ч. 15 или 16 ст. 14.3 КоАП, сначала ФАС должен установить нарушение ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе. Грубо говоря, признать распространенную информацию рекламой и без метки. В свою очередь, решение ФАС можно обжаловать в суде.
Иными словами, до уплаты «ерировских» штрафов должно последовательно пройти несколько этапов:
- 1 этап. ФАС признает информацию рекламой, выносит решение.
- 2 этап. Оспаривание решения ФАС в суде. Если оспорить не удастся, решение вступает в силу.
- 3 этап. РКН возбуждает дело за отсутствие токена или неправильную отчетность в ЕРИР, если сроки давности не истекли. Выносит решение.
- 4 этап. Оспаривание решения РКН в суде.
- 5 этап. Уплата штрафа, если оспорить решение РКН не удастся.
Понятное дело, что если реклама отмечена словом «реклама», но в ней нет токена или отчетность подвела, то первые два этапа можно пропустить. Но вполне вероятно, что большинство спорных ситуаций будут касаться «вечнозеленой» темы «реклама или нереклама».
В этом ракурсе срок давности привлечения к ответственности в один год с даты распространения рекламы выглядит не таким уж и длительным.
Источник: газета «ЭЖ-Юрист» (№33 (1284) / 2023)
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>