Приватизация: новые сложности, старые подходы
Что ждет покупателей государственного и муниципального имущества в связи с изменением законодательства о приватизации?
Президент подписал закон, который вносит изменения в регулирование отдельных приватизационных процедур: порядок участия в них, правила признания лица победителем и продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме. Поправки в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» прокомментировал Роман Речкин, партнер юридической фирмы INTELLECT.
Статьей 3 Федерального закона от 20.03.2025 №35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вносятся изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Эти изменения в значительной степени направлены на повышение вариативности, а значит, усложнение приватизационных процедур.
Так, Перечни федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации, будут утверждаться разными государственными органами, в зависимости от рыночной стоимости имущества. Если рыночная стоимость такого имущества не превышает 50 млн рублей — соответствующий перечень будет утверждаться, как и сейчас, Росимуществом. Если рыночная стоимость приватизируемого имущества превышает 50 млн рублей — соответствующий перечень будет утверждаться непосредственно Минфином РФ. Учитывая складывающуюся сейчас судебную практику по искам Генпрокуратуры РФ об оспаривании приватизации, можно предположить, что «выявление» в последующем, в том числе через несколько лет и более, надзорным органом факта занижения стоимости приватизированного объекта и тем самым включение его «не в тот» перечень будет являться основанием для признания приватизации недействительной.
Применительно к отдельным приватизационным процедурам закон конкретизирует как порядок участия в них претендентов (включая порядок внесения задатка, правила для случая, когда поступили нескольких одинаковых предложений о цене имущества, а также последствия уклонения или отказа покупателя от заключения договора купли-продажи имущества), так и правила признания лица победителем, в частности, применительно к продаже государственного или муниципального имущества по минимально допустимой цене (ст. 24 Федерального закона №178-ФЗ), а также при продаже государственного или муниципального имущества в электронной форме (ст. 32.1 указанного Федерального закона). Эти правила были выработаны, в основном, по итогам проведения закупочных процедур (в рамках Федерального закона №44-ФЗ) и, безусловно, являются разумными.
Ну и, наконец, необходимо отметить, что в исходном законопроекте, внесенном в Госдуму, предлагалось «в целях унификации подходов к приватизации государственного и муниципального имущества» исключить такой способ приватизации, как продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе. Однако в итоговой редакции, принятой Госдумой в третьем чтении, он остался в качестве одного из способов приватизации (ст. 13 Федерального закона №178-ФЗ). Более того, сохранена в полном объеме, без изменений, и ст. 19 Федерального закона №178-ФЗ, определяющая правила продажи акций акционерных обществ на специализированном аукционе.
В итоге статья 3 Федерального закона от 20.03.2025 №35-ФЗ несколько усложнила и конкретизировала правила приватизации имущества, однако каких-то существенных изменений правового регулирования не произошло.
Источник: газета «ЭЖ-Юрист» (№11 (1359) / 2025)
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>