Налоговики и банки: прямое взаимодействие
Порядок обмена документами между налоговыми органами и банками через СМЭВ с 2026 года установлен Указанием Банка России.
С 1 января 2026 года порядок направления в банки решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации, а также об отмене таких решений и обмене связанными с этим документами и информацией определяется Указанием Банка России от 25.11.2024 №6952-У. С этого же момента утрачивает силу действовавшее более 10 лет Положение Банка России от 6 ноября 2014 года №440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах».
Принятие Указания Банка России от 25.11.2024 №6952-У отчасти связано с изменением правового регулирования: с 1 января 2023 года НК РФ дополнен нормами о едином налоговом счете (ЕНС), основанием для приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации теперь является именно отрицательное сальдо на ЕНС (п. 2 ст. 76 НК РФ). Кроме того, в 2023 году в российском законодательстве появился новый объект гражданских прав — цифровой рубль, правила его оборота были установлены Федеральным законом от 24 июля 2023 г. №339-ФЗ. В 2014 году, когда принималось Положение Банка России от 6 ноября 2014 года №440-П, этих норм, естественно, еще не было, поэтому с 1 января 2025 года ст. 76 НК РФ была дополнена указанием на возможность приостановления операций не только по «обычным» счетам налогоплательщиков в банке, но и по счету цифрового рубля.
Однако основной, на наш взгляд, причиной принятия Указания Банка России от 25.11.2024 №6952-У является развитие российских межведомственных информационных технологий: электронный документооборот 2025 года существенно отличается от процедур 2014 года.
Положение Банка России от 6 ноября 2014 года №440-П содержало, по существу, аналогичные правила о том, что решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации, а также об их отмене, направляются электронно. Однако реализовывались эти процедуры по-другому, гораздо более громоздко и менее эффективно.
Реализация Положения происходила путем взаимодействия банков и подразделений Банка России с подведомственной ФНС России организации (в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями, положениями, протоколами), Центром информационных технологий Банка России, а также подразделениями информатизации территориальных учреждений Банка России, подразделения информатизации Департамента полевых учреждений Банка России. Взаимодействие осуществлялось путем обмена электронными сообщениями и (или) пакетами (группами) электронных сообщений, которые подлежали шифрованию, а для подтверждения подлинности и контроля целостности сообщений использовались коды аутентификации (КА). Для 2014 года это была вполне эффективная система, однако к 2025 году она морально устарела.
Прежде всего, в настоящее время эффективно заработала единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а также массово реализована возможность подписания документов во всех государственных органах, банках и иных организациях усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Это позволило государственным органам и иным организациям, включая банки, обмениваться документами по единым форматам, в единой системе — все эти процедуры были существенно оптимизированы.
При этом содержательно Указание Банка России от 25.11.2024 №6952-У каких-либо новых правил не устанавливает. Как и ранее, налоговый орган направляет в банк два вида документов: во-первых, это решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств, во-вторых — решения налогового органа об отмене приостановления этих операций.
Аналогично, как и ранее, банк направляет в налоговый орган в электронной форме также два вида документов: во-первых, сообщения о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа, во-вторых, сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика-организации на счетах в банке и об остатках электронных денежных средств.
Банк, получив соответствующее решение налогового органа, должен не позднее рабочего дня, следующего за днем получения пакета электронных документов, осуществить проверку форматов поступивших документов налогового органа и направить в ФНС России уведомление о принятии или непринятии документов налогового органа. При непринятии документов банком налоговый орган, устранив причины непринятия документов, направляет их в банк повторно.
Принципиально, что датой и временем получения банком решения о приостановлении считается не момент его получения от налогового органа, а именно дата и время завершения банком проверки решения о приостановлении на соответствие налоговым форматам (п. 6 Указания Банка России от 25.11.2024 №6952-У).
В случае если денежных средств на счете налогоплательщика недостаточно (или они отсутствуют) либо если отсутствуют (или недостаточно) денежных средств на корреспондентском счете банка налогоплательщика, банк обязан не позднее следующего дня сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган (п. 3.1. ст. 60 НК РФ). Такое сообщение банка должно содержать сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке и об остатках его электронных денежных средств.
Подводя итоги, необходимо отметить, что Указание Банка России от 25.11.2024 №6952-У регулирует отношения органов ФНС РФ и банков, то есть прямо налогоплательщиков не затрагивает. При этом можно не сомневаться, что приостановление операций по счетам налогоплательщика по-прежнему будет реализовываться налоговыми органами быстро и эффективно, оставаясь главным «кошмаром» налогоплательщиков.
Источник: статья Романа Речкина, INTELLECT, в газете «ЭЖ-Юрист» (№09 (1357) / 2025)
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>