*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Как будут работать «онлайн-кассы»
Новые требования к контрольно-кассовой технике, кассовым чекам и бланкам строгой отчетности: памятка для юристов и их доверителей.

Пунько Евгения Константиновна
3 июня 2016 года был подписан новый Федеральный закон №290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ККТ).
После вступления положений закона в полную силу организации и предприниматели должны будут применять не просто контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, а так называемые «онлайн-ККТ». Под «онлайн-ККТ» будут пониматься ЭВМ, иные компьютерные устройства и их комплексы, которые обеспечивают запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формируют фискальные документы, обеспечивают передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных (ОФД) и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ.
Изменится также понятие бланка строгой отчетности (БСО): теперь он станет первичным учетным документом, приравненным к кассовому чеку. Сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, он будет содержать сведения о расчете и подтверждать факт его осуществления в соответствии с требованиями законодательства РФ о применении ККТ. По сути своей, БСО будет представлять собой тот же кассовый чек.
Примечание. Перечень моделей контрольно-кассовой техники, разрешенной к применению кредитными организациями, а также перечень организаций, получивших разрешение на обработку фискальных данных, размещены на официальном сайте ФНС России.
Как будет работать «онлайн-ККТ»?
Очень упрощенно алгоритм взаимодействия участников процесса будет выглядеть так:
- Покупатель совершает покупку.
- Фискальный накопитель в ККТ (программно-аппаратное шифровальное средство защиты фискальных данных) формирует фискальный признак (достоверную информацию, сформированную особым способом), который распечатывается на чеке.
- Чек выдается (направляется) покупателю, и при необходимости тот может проверить легитимность выданного чека с помощью специального приложения на мобильном устройстве.
- Одновременно с выдачей чека все данные, которые он содержит, передаются через оператора фискальных данных в налоговую службу (ФНС).
Когда применение «онлайн-ККТ» станет обязательным?
Федеральный закон №290-ФЗ вступил в силу с 15 июля 2016 года. Однако многие его положения начнут действовать позже. Повсеместное введение новых ККТ пройдет постепенно – законом предусмотрено несколько ключевых дат:
- с 15 июля 2016 года переход на новый порядок осуществляется добровольно;
- с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ осуществляется только по новому порядку;
- с 1 июля 2017 года старый порядок прекращает свое действие.
При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих ПСНО и спецрежим в виде уплаты ЕНВД (имеющих на сегодняшний день право не применять ККТ), в распоряжении имеется еще целый год для перехода на новый порядок работы: для них он станет обязательным с 1 июля 2018 года.
Как разъясняет ФНС, можно не покупать новую кассу, если есть возможность доработать для онлайн-передачи данных уже существующую ККТ (информация ФНС России «О переходе на онлайн-кассы»). Для этого ряд моделей потребуется модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель.
Подытожим сказанное:
Дата перехода на онлайн-ККТ | Для кого важна | Порядок действий |
01.02.2017 | Пользователи, находящиеся на ОСНО и УСНО |
До этой даты ККТ регистрируется в прежнем порядке. Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу ОФД каждого кассового чека или БСО в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются. |
01.07.2017 | Пользователи, находящиеся на ОСНО и УСНО | Текущая работа возможна только на «онлайн-ККТ», старый порядок прекращает свое действие. |
01.07.2018 | Пользователи: • применяющие ПСНО и систему налогообложения в виде ЕНВД, • оказывающие услуги населению, • осуществляю-щие торговлю с использованием торговых автоматов. |
До этой даты можно осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за товар (работу, услугу). С 15.07.2016 до 01.07.2018 онлайн-ККТ применяется добровольно. С 01.07.2018 применяются онлайн-ККТ или БСО, сформированные в электронной форме через автоматизированную систему для БСО. |
Обратите внимание! Сохраняется прежний порядок применения ККТ на территориях РФ, на которых невозможно обеспечить передачу информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде из-за отсутствия связи. При отсутствии сетей связи пользователю ККТ предоставляется возможность не передавать информацию о расчетах, а только фиксировать ее в фискальном накопителе ККТ.
Также ст. 2 Закона о ККТ предусмотрено, что организации и предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ при осуществлении, в частности, следующих видов деятельности:
- продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ;
- торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ;
- разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);
- торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
- торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
- реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов.
Новые требования, предъявляемые к кассовым чекам и БСО
Законом установлены новые требования к ККТ, фискальному накопителю, кассовому чеку и бланку строгой отчетности. В частности, в кассовом чеке и БСО (за некоторым исключением) должны будут содержаться следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- порядковый номер за смену;
- дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях – адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах – наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети Интернет – адрес сайта пользователя);
- наименование организации или ФИО предпринимателя, ИНН;
- применяемая при расчете система налогообложения;
- признак расчета (получение средств от покупателя (приход), возврат средств покупателю (возврат прихода), выдача средств покупателю (расход), получение средств от покупателя, ранее выданных ему (возврат расхода));
- наименование товаров, платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС;
- сумма расчета с отдельным отражением ставок и сумм НДС по этим ставкам;
- форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты;
- должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем, оформившего кассовый чек или БСО и выдавшего его покупателю (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет);
- регистрационный номер ККТ;
- заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
- фискальный признак документа*;
- адрес сайта уполномоченного органа в сети Интернет, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
- абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя в случае передачи ему кассового чека или БСО в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором документ может быть получен;
- адрес электронной почты отправителя кассового чека или БСО в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме;
- порядковый номер фискального документа;
- номер смены;
- фискальный признак сообщения.
Также кассовый чек и бланк строгой отчетности могут содержать реквизиты, не указанные выше, с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты.
*Выделенные курсивом реквизиты не печатаются на чеке, если предприниматели применяют ККТ на территориях РФ, на которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде по причине отсутствия связи.
Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ
Пункт 2 ст. 7 Закона о ККТ наделяет налоговый орган следующими полномочиями в части организации контроля за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ:
- наблюдение за применением ККТ;
- ведение (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинга расчетов с применением ККТ и полноты учета выручки, проведение анализа полученных данных;
- проведение проверок применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности ОФД, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся в инспекции (удаленные проверки);
- проведение проверок оформления и (или) выдачи (направления) пользователем кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, – контрольные закупки;
- получение посредством запросов необходимых пояснений, справок, сведений и документов, в том числе через кабинет ККТ (датой получения запроса налогового органа считается день размещения такого запроса в кабинете ККТ либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом);
- получение (в том числе с использованием технических средств) беспрепятственного доступа к ККТ проверяемого лица и к фискальным данным, содержащимся в базе данных ОФД;
- проведение проверки правильности учета наличных денежных средств при применении ККТ;
- вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о применении ККТ;
- взаимодействие с органами внутренних дел и федеральной службы безопасности при осуществлении названных функций.
Обязанности пользователей ККТ
Пользователи ККТ в силу ст. 5 Закона о ККТ наделены, в свою очередь, рядом
обязанностей, в частности:
- представлять по запросам инспекции информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении налоговиками контроля и надзора за ее применением;
- обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контролирующих функций беспрепятственный доступ к ККТ и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и представлять контролерам документацию на них.
Пунктом 4 данной статьи закреплено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен осуществляться через кабинет ККТ.
Взаимоотношения с кредитными организациями
В ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы также вправе запрашивать у банков информацию о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и ИП, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. Данные сведения выдаются кредитной организацией налоговикам в форме справок в течение трех дней со дня получения их мотивированного запроса (п.3 ст.7 Закона о ККТ).
Административная ответственность пользователя ККТ
Право налоговиков привлекать к административной ответственности пользователей ККТ по-прежнему закреплено пп. 7 п. 7 Административного регламента № 132н. С 15 июля 2016 года скорректирована ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающая штрафы в части применения ККТ:
Основание для наказания | Пункт ст.14.5 КоАП РФ | Штраф за первичное нарушение | Штраф за повторное нарушение** |
Неприменение ККТ | 2, 3 | 1. Должностные лица – от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб. 2. Юридические лица – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. |
1. Должностные лица – дисквалификация на срок от одного года до двух лет. 2. Юридические лица – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (распространяется и на ИП). |
Применение ККТ, не соответствующей требованиям (применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации и перерегистрации, условий ее применения), юридическими лицами |
4*** | 1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб. 2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. |
|
Непредставление пользователем информации и документов по запросам налоговых органов или представление их с нарушением установленных сроков |
5 | 1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб. 2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. |
|
Ненаправление пользователем ККТ покупателю кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача их на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию |
6 | 1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере 2 000 руб. 2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере 10 000 руб. |
**Если сумма расчетов без ККТ составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более.
***Данный вид ответственности применяется с 01.02.2017.
Обратите внимание! С 15 июля 2016 года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о применении ККТ составляет один год со дня совершения правонарушения (ч.1 ст.4.5 КоАП РФ).
Иная необходимая информация (интересные факты)
- Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения ККТ ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54% до 86%.
- Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
• получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
• самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России. - С момента начала применения «онлайн-ККТ» отпадет необходимость в ведении журнала кассира-операциониста.
- На данный момент максимальный срок действия фискального накопителя составляет 13 месяцев, однако к 2018 году планируется разработка со сроком действия до 36 месяцев, но только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения.
Самая низкая стоимость фискального накопителя – 6 000 рублей (со сроком годности 36 месяцев будет в 2-3 раза дороже).
Примечание. На налогоплательщика-пользователя ККТ возлагается обязанность обеспечения сохранности фискального накопителя в течение 5 лет. - Примерная стоимость договора с ОФД (организация, получившая от ФНС разрешение на обработку фискальных данных) – 3 000 рублей в год.
- Чеки должны отправляться сразу! Если организация открыла кассу, но не отправила ни одного чека, то, скорее всего, у налогового органа возникнут претензии к данной организации.
Между тем, если по каким-либо техническим причинам у организации пропала связь с Интернетом, следует знать, что без передачи данных в ОФД «онлайн-ККТ» может работать 30 дней. - Электронный чек может направляться как с помощью самой ККТ, так и с помощью компьютера через браузер.
- Для оплаты наличными или картой курьеру при доставки необходимо использовать мобильную ККТ.
- Регистрация «онлайн-ККТ» теперь возможна в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика. Занимает такая регистрация около одного часа, вместо привычных всем 6 дней.
Статья подготовлена специально для сайта ИНТЕЛЛЕКТ-С
Другие статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>