*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Горящие путевки в суд
Как туристу защитить свои права в судебном порядке?

Стеценко Вадим Владимирович
В течение целого года вы планировали отпуск, экономили, решали, куда поехать. И вот, наконец, определившись, заплатив турагенству/туроператору/авиакомпании, когда уже ничто не предвещало беды, вы узнаете, что ваш тур/рейс задержан или вовсе отменен, а отдых испорчен. Негативных последствий от такой ситуации – масса. Еще больше – моральных и материальных потерь. И если нервные клетки не восстанавливаются, то вернуть денежные средства можно, главное – знать как.
В первую очередь, следует направить претензию в адрес той организации, которая ваши права нарушила. Рекомендуется описать сложившуюся ситуацию и указать, в чем состоят ваши требования. Конечно, бывает и так, что нарушитель не признает свою вину и отказывается от выплаты компенсации. Тогда единственный, кто защитит ваши права и восстановит справедливость, – это суд. Важно не бояться суда и понимать всю твердость своей позиции. В России пострадавшего туриста защищают сразу несколько законов, в том числе Закон о защите прав потребителей, который предоставляет такие «льготные» условия судебного разбирательства, как:
- право выбрать суд по собственному месту регистрации;
- право не платить государственную пошлину;
- право не доказывать вину ответчика.
Например, авиакомпания, которая нарушила ваши права, зарегистрирована в Хабаровске, а вы живете в Калининграде. По общему правилу, вы должны обратиться в суд по месту нахождения ответчика. Но Закон о защите прав потребителей позволяет вам выбрать вместо суда в Хабаровске суд в Калининграде. Также предположим, что сумма компенсации, которую вы требуете взыскать с авиакомпании, составляет 1 млн рублей. В обычной ситуации вы были бы обязаны уплатить 13 200 рублей просто за рассмотрение судом вашего дела вне зависимости от результата, но в случае с предъявлением иска о защите прав потребителя от уплаты государственной пошлины вы освобождаетесь. И главное – в суде вам не придется доказывать вину авиакомпании, наоборот, авиакомпания будет стремиться доказать, что не виновата в сложившейся ситуации.
При подготовке искового заявления следует определить, в чем состоят ваши требования. Они могут состоять из:
- убытков (например, из-за задержки рейса вы опоздали на пересадку, и вам пришлось покупать новый билет);
- штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке;
- компенсации морального вреда;
- компенсации расходов по оплате юридических услуг.
Получается, что при удачном стечении обстоятельств вы не только возместите ваши издержки, но и сможете получить дополнительную компенсацию за разбирательство, участвовать в котором вы изначально не планировали.
При этом следует позаботиться о тех доказательствах, которые вы представите в суд. Рекомендуется сохранять все договоры, билеты, письма и справки, которые даже косвенно касаются сложившейся ситуации. Важным доказательством являются и показания свидетелей – например, тех туристов, которые отдыхали (или пытались отдохнуть) вместе с вами.
К сожалению, в настоящий момент права туристов нарушаются все чаще и чаще. Нарушители остаются безнаказанными, а отпуска – испорченными просто потому, что отсутствует понимание и вера в то, что справедливость будет восстановлена. Зачастую кажется, что подобные споры с огромными корпорациями – пустая трата времени. Но это совсем не так. В любом судебном споре потребитель или побеждает, или проигрывает. Это зависит от множества факторов, первый из которых – профессиональное ведение дела. Но если потребитель даже не пытается защитить свои права, то проигрывает всегда.
Статья подготовлена специально для сайта Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С
Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>