print

Западные компании и деприватизация в России

Западные компании не будут возвращаться в Россию из-за страха деприватизации – мнение Романа Речкина.

24.02.2025 | ЕАН | Сергей Беляев

Слухи о возможном возвращении в Россию иностранных брендов возникли на фоне потепления отношений между Москвой и Вашингтоном. На минувшей неделе представители двух стран провели очные переговоры в Саудовской Аравии. В настоящее время обсуждается возможность встречи президента РФ Владимира Путина и его американского коллеги Дональда Трампа.

Первый вице-премьер России Денис Мантуров уже заявлял, что в правительстве готовы рассматривать возвращение каждой компании в отдельности. Хотя каких-либо предложений от западных компаний не поступало. И сама эта возможность наступит только после отмены санкций. При любом сценарии Мантуров пообещал обеспечить протекционизм российским компаниям в случае возвращения брендов из недружественных стран.

Наш комментарий:

Роман Речкин, INTELLECT, специально для ЕАН:

Сейчас есть более общий вопрос — состояние инвестиционного климата в России, есть ли смысл сюда инвестировать.

Западные компании, оставившие в России целые предприятия, вряд ли вернутся обратно на фоне серии исков Генпрокуратуры России по деприватизации. Об этом ЕАН сказал партнер юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин.

«Сейчас есть более общий вопрос — состояние инвестиционного климата в России, есть ли смысл сюда инвестировать. Базовый ответ — нет, в стране идет передел собственности, нет вообще никаких гарантий сохранности инвестиций. Завтра поступит иск Генпрокуратуры — и все. Тем более бизнес с иностранными собственниками находится в зоне повышенного риска», — считает Роман Речкин.

По его мнению, слухи о возвращении иностранных компаний ничем на сегодня не обоснованы.

Независимый финансовый аналитик Виталий Калугин также не видит условий для возвращения западных компаний ни в долгосрочной, ни в среднесрочной перспективе. Исключение могут сделать компании, которые просто поставляли в Россию потребительские товары, например производитель бытовой техники Indesit, испанская сеть Zara и т.п.

«Если мы говорим про производящие компании, у которых забрали автозаводы, шинные заводы, склады и так далее, то, конечно, возвращаться им нет смысла, потому что никто не знает, как долго продлится оттепель в отношениях с Дональдом Трампом — две недели или два месяца.

Когда бизнес-климата практически нет, то нет смысла снова инвестировать. Если рассуждать с позиции компаний, у которых забрали бизнес, то, по их логике, их возвращение возможно было бы при условии, что весь бизнес вернут обратно с выплатой компенсации ущерба. В настоящее время риски сохраняются запредельные, а маленький российский рынок будет сжиматься», — пояснил ЕАН Виталий Калугин.

Впрочем, пока ни одна из ушедших компаний не объявляла о возможности вернуться. Президент Ассоциация компаний интернет-торговли Артем Соколов сказал ЕАН, что ни один из маркетплейсов не получал подобных уведомлений.

«Мы не видели каких-либо сообщений от покинувших страну компаний о намерении вернуться в Россию. В то же время российский потребительский рынок никогда не закрывался от зарубежного, и в этом можно убедиться: в качестве альтернативы вместо ушедших появились иностранные производители, марки из дружественных стран, которые успешно ведут здесь свою деятельность.

Также большую нишу заняли отечественные производители и российские бренды в разных ценовых сегментах и категориях. Эти изменения говорят прежде всего о высокой конкуренции за нашего покупателя, с которой при возвращении столкнутся покинувшие нашу страну бренды», — сказал Соколов.

Как следует из общего настроения экспертов и представителей розницы, в целом в возвращение иностранных брендов бизнес верит. Но только - на полки магазинов.

В Группе «М.Видео-Эльдорадо» также не получали уведомлений о возвращении иностранных компаний. При этом в компании готовы к восстановлению сотрудничества с международными брендами в случае их возвращения на российский рынок. Впрочем, товары ушедших товарных марок и так присутствуют в продажах на фоне механизма параллельного импорта.

«Покупатели могут найти у нас как продукцию ушедших с российского рынка брендов, так и товары от новых и активно развивающихся отечественных компаний. При этом мы остаемся открыты к восстановлению сотрудничества с международными брендами в случае их возвращения на российский рынок. Это позволит нам предложить нашим клиентам еще более широкий выбор товаров в различных категориях», — пояснили в пресс-службе.

Примечательно, что в статистике спроса, представленной Группой «М.Видео-Эльдорадо», российские бренды уже заняли лидерство в определенных категориях: мониторы, телевизоры, кухонная бытовая техника, кондиционеры. Но говорить о полноценном замещении отечественным производителем иностранных брендов в категории сложнотехнических бытовых товаров не приходится.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

коммерческое право, санкции

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности