print

Повышение госпошлин в судах признано законным

Конституционный Суд рассмотрел запрос группы депутатов и признал законным повышение размеров госпошлин при обращении в суд.

КС РФ отклонил запрос депутатов о проверке повышения судебных пошлин. Изменения соответствуют Основному закону.

14.04.2025 | PROбанкротство

Конституционный Суд РФ вынес постановление №16-П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 333.19 и п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, а также п. 45 и 47 ст. 2 ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах». Дело было рассмотрено в соответствии со ст. 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы.

Заявители поставили под сомнение конституционность ряда норм, определяющих размер госпошлины при обращении в суд. По их мнению, такие пошлины создают необоснованные препятствия для обращения в суд граждан и ограничивают доступ к правосудию, так как не соотносятся с медианной заработной платой по стране.

Также депутаты считали, что при внесении соответствующих изменений в законодательство были допущены существенные нарушения процедуры порядка их принятия.

Конституционный Суд не нашел в действиях законодателя отступлений от установленной законодательной процедуры. Существенные поправки об увеличении госпошлины при обращении в суд были внесены во втором чтении, однако они не противоречили концепции и характеру регулирования законопроекта, принятого в первом чтении. По одной из поправок состоялась дискуссия и она выносилась на отдельное голосование. Ее принятие большинством голосов означает соблюдение процедуры и подтверждается голосованием в третьем чтении. Заключение Правительства РФ на законопроект не требовалось, так как он разрабатывался и представлялся самим Правительством.

КС РФ указал, что госпошлина и ее размеры при обращении в суд устанавливаются сообразно усмотрению законодателя, который не может действовать произвольно, умаляя право на доступ к суду. Как показывает зарубежная практика, установление судебных пошлин само по себе не умаляет права на справедливое судебное разбирательство. Размеры госпошлин в России не менялись почти пятнадцать лет, и законодателю необходимо учитывать объективно изменившиеся социальные и экономические условия.

При этом для исключения отказа в доступе к правосудию предусмотрены гарантии, учитывающие имущественное положение отдельных категорий лиц. Расширение льготного порядка обращения в суд подчеркивает стремление обеспечить справедливый баланс между частными и публичными интересами. Кроме того, суд вправе освободить лицо от уплаты госпошлины, уменьшить ее размер, предоставить отсрочку или рассрочку ее уплаты, если имущественное положение не позволяет оплатить пошлину. Отсутствие перечня таких обстоятельств обеспечивает суду свободу усмотрения.

По мнению КС РФ, объективным свидетельством затруднительности уплаты судебной пошлины может служить доход на уровне или ниже прожиточного минимума гражданина и наличие у него на иждивении лиц, которым он обязан также обеспечить соответствующий доход. В таких ситуациях одной лишь рассрочки или отсрочки уплаты пошлины недостаточно для обеспечения эффективного доступа к суду. Принцип социального государства предполагает поддержку и лиц в тяжелом положении, в частности оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, военного положения или контртеррористической операции.

Влияние увеличения размеров госпошлины на доступ граждан к конституционному правосудию должно рассматриваться с учетом выраженных Конституционным Судом правовых позиций, что не дает оснований для вывода о недопустимом ограничении права на судебную защиту.

В итоге Конституционный Суд РФ признал оспариваемые нормы не противоречащими Конституции. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня принятия и действует непосредственно.

Наш комментарий:

Роман Речкин, INTELLECT, специально для портала PROбанкротство:

КС РФ в его существующем составе демонстрирует абсолютно «пробюджетный» подход, и оснований для изменения ситуации в будущем нет.

Комментирует Роман Речкин, партнер юридической фирмы INTELLECT, руководитель группы практик «Разрешение споров»:

— К сожалению, даже с учетом того, что обращение в КС РФ было инициировано депутатами Государственной Думы РФ, какой-то жесткой позиции «против бюджета» от Конституционного Суда РФ ждать, на мой взгляд, было наивно. КС РФ в его существующем составе демонстрирует абсолютно «пробюджетный» подход, и каких-то оснований для изменения ситуации, думаю, в обозримом будущем нет.

Как и ожидалось, КС РФ подошел к доводам заявителей максимально формально, уклонившись от их содержательной оценки. Довод депутатов о том, что изменения в НК РФ в отношении существенного (в разы) повышения размера государственных пошлин внесены в проект федерального закона №577665-8 только ко второму чтению и существенно изменили содержание и объем первоначального законопроекта, не принят КС РФ, поскольку, по мнению судей, эти изменения «сопоставимы по направленности и объему регулирования». Законопроект в первоначальном виде касался изменений в НК РФ, но и увеличенный размер госпошлин формально тоже изменения НК РФ; при желании, конечно, можно сказать, что эти вопросы «сопоставимы по направленности». То, что первоначальный законопроект касался в основном правил налогового администрирования и никак не был связан с размером госпошлин, Суд не смутило.

Главный довод КС РФ сводится к тому, что «госпошлина и ее размеры при обращении в суд устанавливаются и изменяются сообразно усмотрению законодателя». При этом усмотрение законодателя, конечно, не может быть безграничным, Суд оговаривает, что законодатель «не может действовать произвольно, умаляя право на доступ к суду и допуская отказ граждан от права на судебную защиту из-за их фактического имущественного положения». Но этой оговоркой КС РФ и ограничился: от оценки произвольности (либо обоснованности) позиции законодателя о существенном повышении размера госпошлин судьи КС РФ как раз и уклонились.

Отметив, что «почти 15 лет размеры госпошлины не изменялись», КС РФ не счел необходимым хоть как-то оценить соразмерность увеличения размера госпошлин даже уровню инфляции за эти «почти 15 лет», не говоря уж о величине прожиточного минимума или медианной заработной платы в РФ, на которые ссылались депутаты в запросе. Это важно, поскольку, например, увеличение размера госпошлины при подаче кассационной жалобы в ВС РФ (по делу, рассмотренному арбитражным судом) с 3 тыс. рублей до 80 тыс. рублей (в 26,6 раз) с размером инфляции за эти «почти 15 лет» явно не коррелирует. А увеличились еще и госпошлины за подачу апелляционной жалобы, и за подачу кассационной жалобы в кассационный суд округа.

Все это КС РФ проигнорировал, ограничившись формальным указанием на «право суда освободить лицо от уплаты госпошлины, уменьшить ее размер, предоставить отсрочку или рассрочку ее уплаты по ходатайству лица». При этом довод депутатов о том, что эти механизмы неэффективны с учетом «крайне высоких доказательственных порогов» для их применения, КС РФ по существу не оценил.

В итоге постановление ожидаемо и понятно, оно в русле предельно формального и «пробюджетного» подхода, который занимают судьи Конституционного Суда РФ.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

коммерческие споры, коммерческое право, налоговое право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности